Существует предположение, что извержения на Ио не прекращаются. Однако главный из открытых « Вояджером-1» вулканов вдруг угас. Правда, до этого он успел засеять все свои окрестности вулканическими обломками, которые первоначально лежали вокруг него, образуя холм, напоминающий очертаниями сердце, а затем его очертания превратились в аккуратный овал.
Предложены механизмы, благодаря которым происходят все эти бурные пертурбации. Более простая гипотеза такова. Жидкая силикатная порода (расплавленная, может быть, в результате приливного трения, о котором сказано выше) подобно нашей земной магме поднимается из недр сквозь твердые силикаты, приправленные там и сям серой (от этого «адского» элемента на Ио никуда не денешься!)
Другие специалисты предлагают такую альтернативу. По их мнению, глубинные твердые силикаты содержат в себе отдельные вкрапления расплавленной серы, которая постепенно выделяется наверх, образуя под верхней коркой, состоящей из плотной же серы, настоящий «серный океан». Ведь, в отличие от воды, сера в жидком состоянии легче, чем в твердом, и любая трещина в корке позволяет ей подняться и излиться на поверхность. Она обладает даже «правом выбора»: истечение может быть мирным и постепенным или же, благодаря внезапному испарению двуокиси серы, сопровождаться взрывом.
Не исключено, что правы и те, и другие специалисты, и в различных областях Ио процессы идут по-разному. Например, все та же загадка гор, возвышающихся на несколько километров около ее южного полюса: их масса такова, что никакой подповерхностный серный океан, даже с помощью твердой корки, «стоймя» удержать бы их не смог. А уж дальше от полюса, в более низких широтах, где, по-видимому, расположено большинство действующих вулканов, извержения происходят по-разному, так что здесь к строение недр может быть иным.
В первых числах июля 1979 г. на Ио направил свои камеры «Вояджер-2» и в течение четырех суток не сводил с нее свой взор.
Были получены фотографии, на которых различимы объекты с поперечником в сто и даже, на лучших снимках,— в 20—25 км. Этот посланец людей начал направлять на Землю фотографии Ио время от времени, еще находясь от спутника в 4 760 000 км, а сблизившись с ним до 1 190 000 км, стал вести съемку уже непрерывно и вел ее в течение 6,5 ч. Ближайшая к Ио точка, где побывал «Вояджер-2», находилась от нее в 1 130 000 км.
Из столбов вулканического происхождения, зарегистрированных «Вояджером-1», на этот раз наблюдалось шесть. Крупнейший из тех, что был открыт ранее,— его высота достигала 280 км над поверхностью Ио,— теперь, как мы уже сказали, загадочно исчез. Изображение еще одного было недостаточно отчетливым, чтобы судить о том, как ведет себя этот вулкан. Дымовой же столб одного из них возрос от ста до полутораста километров над поверхностью спутника.
Уже появились примерные подсчеты количества материи, выбрасываемой Ио в космос. Так, выкладки Дж. Л. Сиско из Калифорнийского университета показывают, что в каждую секунду со спутника в окружающее его пространство поступает около трех тонн различных веществ. Если это верно, то за время жизни Ио она должна была «похудеть» на 0,5% своей первоначальной массы.
Новых действующих вулканов «Вояджер-2» на Ио не нашел. Но когда снимки, сделанные им, проанализировали, то на них обнаружили довольно крупномасштабные изменения окраски поверхности Ио. Даже на тех фотографиях, где разрешение было не лучшим (оно здесь составляло примерно 40—50 км, то есть позволяло бы прекрасно различить, скажем, Москву, будь она столицей Ио), уже были заметны новые морфологические черты поверхности. Некоторые из этих «новинок» находились рядом с действующими вулканами.